Акульи истории

Вряд ли найдется в России много любителей спортивной рыбной ловли, которым удается регулярно охотиться за акулами. До прошлого года я даже не слышал о реальной возможности ловли этих серьезных морских хищников в наших территориальных водах. Впрочем, встречаться с ними мне приходилось. В первый раз я увидел живую акулу-катрана, когда занимался подводной охотой в Черном море. Добыть я ее не смог, но попробовать мясо акулы, умело закопченное на дубовых листьях в простой бочке местным, более опытным и удачливым охотником, довелось.

Пару лет назад до меня дошли слухи о случаях поимки акул спортивными снастями где-то у южных берегов Сахалина, Это не так далеко от Хабаровска, и, стало быть, вероятность такой рыбалки обретала все более реальный характер. В 2007 г. я всерьез занялся поиском информации о ловле акул в русскоязычной рыболовной литературе и в Интернете. Из Интернета выяснил, что основным объектом спортивной ловли являются колючие, сельдевые, синие акулы и рыба-молот, также относящаяся к акулам. В качестве наживки чаще всего используют куски мяса или рыбы, так как акулы в поиске пищи полагаются, прежде всего, на обоняние.
Акулы некоторых видов активно используют и зрение. Что удастся поймать на восточных рубежах России, я не знал, но попытался воплотить в жизнь свою мечту. Как говорят, на ловца и зверь бежит. Вскоре мне удалось познакомиться с рыболовами одного из небольших городков на юге Приморского края. Один из них во время занятий дайвингом даже подвергся нападению подводной хищницы, только сообразительность позволила ему избежать смертельных укусов. Они-то и пригласили меня на акулью рыбалку.
Дважды я выходил с ними в море, и оба раза оказались неповторимыми по силе эмоций и накалу страстей, испытанных во время борьбы с мощным хищником. В первую поездку, состоявшуюся в начале августа, я полностью положился на опыт и снасти Константина и Игоря – так звали пригласивших меня рыболовов. Мы поймали несколько акул, и одна из них имела не менее 2 м в длину. Вот только поднять ее не удалось – оборвалась леска диаметром 1,5 мм. Вскоре погода стала портиться, и. чтобы не попасть в шторм, пришлось срочно возвращаться. Сам по себе катер строился японскими корабелами специально для рыбалки в открытом море, но мокнуть под дождем и болтаться на штормовых волнах никому не хотелось.
Вторая попытка

Следующая поездка состоялась в начале октября прошлого года. В этот раз компанию мне составили еще три хабаровских рыболова, пожелавшие испытать свои силы в борьбе с акулами. В группе оказались два Владимира и два Андрея, и мы. чтобы не путаться, решили звать друг друга по имени и отчеству. Правда, у одного Андрея было очень сложно произносимое для русского языка отчество, поэтому мы обращались к нему просто по имени. До побережья добрались без особых приключений, переночевали в уютной гостинице. В утреннем тумане наш катер вышел из бухты в открытое море. Несколько часов пути по зеркально-гладкому утреннему морю благодаря удивительным береговым пейзажам пролетели незаметно. Мы успели полюбоваться и резвящимися тюленями-ларгами, и птичьими базарами, и восходящим солнцем, прячущимся за нависающим над водой туманом.
Вот и предполагаемое место ловли. По якорю, который опускают в воду вместе с привязанной к тросу кормушкой, заметно, что мы находимся на сильном течении. Глубина – около 20 м. Пока я собирал снасть, состоящую из 2-метрового удилища с тестом 200-503 г и катушки размера 5000 с лес-кой прочностью на разрыв 16 кг. друзья решили половить простыми закидушками. Каждая из них состоит из лески толщиной 1,5 мм, грузила, двух поводков и крючков с насаженными кусками селедки. Два куска свинца массой по 200 г с трудом достигают дна, и все с нетерпением ждут поклевки.
Течение в открытом море продолжает сносить катер даже с опущенным якорем, и ловля получается с дрейфующего судна. Я собрал спиннинг, оснастил его искусственным кальмаром и стал ждать первой поклевки у моих друзей. Примерно с полчаса ребята пытались разнообразить игру приманок, поднимать насадку на разные глубины, но безрезультатно. Присоединился к ним и я со спиннингом, и тоже не увидел поклевки. Решили поискать рыбу в другом месте.
Мотор заурчал, и катер направился дальше в открытое море. По каким-то только ему известным приметам и показаниям эхолота Костя выбрал новое место. Глубина – около 30 м, течения почти нет. Опустили на дно рыбьи потроха и снасти. Через несколько минут ощутилась сильная потяжка; на другом конце снасти кто-то пытался уйти вместе с насадкой. Пока Андрей Сергеевич пытался удержать ускользающую из рук леску, все стали быстро выбирать свои снасти, чтобы не мешать вываживанию.

Потихоньку, метр за метром удавалось отвоевывать леску у ходящей кругами где-то на глубине рыбины. И вот из морской синевы показывается акула. Поднятая с глубины она не сразу позволила ухватить себя за стебель хвостового плавника. Поскольку настоящий опыт общения с зубастыми хищниками был только у наших проводников, первую добычу поручили поднять на борт Константину. Поздравления посыпались на счастливого обладателя первого трофея, глаза которого сияли, а с лица не сходила счастливая улыбка. Но Костя всех сгорошил, объявив, что акула мелкая, не повреждена при вываживании. поэтому нужно ее отпустить.
Снасти вновь ушли за борт в поисках добычи. Костя в это время рассказывал, что он консультировался с сотрудниками морского заповедника, и те считали, что на спортивные снасти ему попадались мелкие сельдевые акулы. Одна из представительниц этого семейства, скорее всего, и пыталась напасть на Костю, когда он плавал с аквалангом. Вскоре случилась еще одна поклевка. Следующую акулу вываживал Владимир Владимирович. Он ловко схватил добычу за хвост и поднял над бортом для всеобщего обозрения. Дальше поклевки стали следовать с интервалами в 5-20 минут. Каждый из нас успевал поднять на поверхность по три-четыре акулы, и все изрядно устали от борьбы с сильными противниками.
Тогда я опустил на дно моря искусственно* го кальмара с подсадкой головы селедки и стал плавно поигрывать приманкой с амплитудой около 0.5 м. Примерно через 20 минут произошла поклевка. Подсек, и тут началось… Мощное удилище с тестом 500 г согнулось в дугу, места крепления пропускных колец потрескивали от нагрузки. Начал выкачивать акулу по всем правилам; подтягивал удилищем, быстро опускал вершинку вниз и так же быстро сматывал леску, стараясь не допускать слабины, и опять подтягивал удилищем. И так много раз подряд. Фрикцион был отрегулирован на максимальную нагрузку, но катушка трещала не переставая. Наконец, рыба стала поддаваться, треск фрикциона почти прекратился, и в морской синеве из глубины показалась гроза теплых морей.
Какой стройной и красивой казалась акула в родной стихии! Большая, полная сил. она долго не позволяла притронуться к себе. Наконец, мне удалось одной рукой схватить рыбу за грудной плавник; только потом другой рукой я смог поймать стебель хвостового плавника и поднять акулу в катер* Должен сказать, что кожа этих рыб похожа на наждачную бумагу, поэтому, ухватившись за какую-нибудь часть тела, можно не опасаться, что она выскользнет из рук. Главное -правильно рассчитать свои возможности и соотнести их с размером добычи. Последняя хищница забрала остатки сил, и на памятном снимке я выглядел слегка усталым.
Дары моря
Следующим взял снасть в свои крепкие руки Андрей Сергеевич. Наверное, с полчаса он соблазнял акул, пока не дождался поклевки. Насколько тяжело ему давалась борьба с хищницей, мы стали понимать, когда он снял сначала головной убор, а потом и куртку. В финале он еле успел увернуться от острых акульих зубов. Продолжать рыбалку ни у кого не было сил, поэтому мы решили причалить к берегу, отдохнуть и приготовить разные блюда из специально оставленной для этого акулы. Но чтобы уха оказалась полноценной, решили наловить морских окуней, или «ершиков», как их называют приморчане.
Остановились над каменной грядой с глубиной около 3 м, вылили в море воду с оставшимися рыбьими потрохами и стали ловить на резку из кусочков рыбы. Рыбалка получилась веселой. В прозрачной воде было видно, как окуни наперегонки бросались за насадкой. Мелких окуней тут же отпускали обратно, а тех. что покрупнее, примерно по 200 г, за полчаса набрали почти целое ведро.
План по рыбалке был выполнен полностью; мы нашли уютную бухточку на одном из островов и устроили небольшой пикник. На море был полный штиль, прозрачная вода так и манила окунуться. Костя с Игорем принялись за чистку рыбы, а я предложил всем остальным искупаться. Два Андрея отказались составить компанию, Владимир Владимирович надел мокрый гидрокостюм и поплыл за мидиями и морскими ежами, а я полез в воду купаться. Температура воздуха к тому времени поднялась до 20дС, температура воды казалась не намного ниже – полное блаженство. Выходить из воды не хотелось, но пришлось, чтобы принять участие в приготовлении акулы. Из части мяса с плавниками сварили уху, а часть зажарили на сковороде.
Прежде чем приступить к жарке рыбы, Костя отрезал кусок акульей печени размером с кулак и вытопил из нее жир – получилась почти полная сковорода. На нем и пожарили почти 3 кг филе акулы. Закончив варить уху, мы еще на оставшихся углях запекли на решетке несколько окуней и акулью вырезку. Когда все. что задумано приготовить из рыбы, было сделано, Владимир Владимирович выставил на стол специфическое, редкое и очень дорогое (по японским меркам) блюдо из икры морских ежей и запеченных мидий, а Игорь достал из своих закромов на катере свежеприготовленного краба и отварного осьминога. Пикник на острове продолжился до самого вечера и стал достойным завершением прекрасно проведенного дня. Впечатлений и воспоминаний о рыбалке нам хватило надолго.
Немного об акулах
На этом можно было бы закончить историю про прошлогоднюю ловлю акул, но в Хабаровске я решил все же уточнить: каких акул можно встретить в наших водах и каких именно акул ловили мы? Пришлось порыться в определителях и справочниках, из которых я узнал, что в дальневосточных водах и в заливе Петра Великого действительно встречаются сельдевые акулы. Даже некрупные особи представляют опасность для человека, а потому они были прозваны древними греками ламна. что значило «чудовище-людоед». Встречается здесь и относящаяся к семейству сельдевых большая белая акула, достигающая массы 3 т и прозванная в Австралии «белой смертью». Напоминаем, что спонсором даной статьи является интернет-магазин игрушек – конструкторы лего
Заходит в наши южные дальневосточные воды и серо-голубая акула, или мако, длиной 3,5-4 м при массе около 450 кг. Приведу одно из свидетельств акульей агрессии: ареал агрессивного присутствия акул год от года расширяется. Недавно было впервые зафиксировано нападение акулы на человека в российских дальневосточных водах. Там белая акула атаковала водолаза Владимира Скутельника с сейнера -Партизанский», работавшего на глубине 30 м. Уйти от акулы водолазу удалось только потому, что он не растерялся и набросил ей на пасть сеть(газета «Наше время», № 67 от 19-25 ноября 2007 г.). А мы ловили колючих акул, или катранов, ведущих стайный образ жизни, достигающих в длину 2 м и представляющих кулинарный интерес для жителей многих прибрежных стран. Каких акул удастся найти и поймать мне в следующем году?

Буду рад если Вы поделитесь статьей с друзьями: